Метафизика: специфика, особенности, различия со схожими понятиями

„Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьёзных рассуждений: сплетни и метафизика.“

—  Иосиф Александрович Бродский российский и американский поэт,

лауреат Нобелевской премии по литературе 1940 – 1996

Интереснейшее многогранное понятие представляет собой метафизика. Традиционно ее считают крупным разделом философии, научным течением. Но при этом о метафизике часто говорят и эзотерики, которые используют всевозможные духовные практики. На данный момент нам важно постараться объяснить, что такое метафизика простыми словами, чтобы в понятии и его специфике мог разобраться любой непосвященный человек.

К сожалению, на практике многие неверно понимают значение слова. Пришло время обозначить все ключевые моменты, важные для понимания сути метафизики.

metafizika_eto

Специфика метафизики

Мы приступим к изучению проблемы, взяв за точку отсчета плоскость философии как науки. Здесь метафизика является значимым разделом: именно в нем предстоит познавать первичность бытия и мира, самой природы всего окружающего и непосредственно человека. Представления ученых и исследователей о данном ключевом течении часто менялись в соответствии с эпохами, с трансформациями научных взглядов и систем познания.

Проще всего начать наши подступы к проблеме, если обозначить наиболее существенные для метафизики фундаментальные вопросы.

  • Какова причина всех существующих причин?
  • Где можно отыскать начало для всех начал?
  • Каким образом правильно ставить фундаментальные вопросы, а потом отыскивать на них максимально объективные ответы?
  • Почему в мире существует огромное количество вопросов, кому они так необходимы, кто чаще всего их ставит?
  • В чем заключается источник всего сущего на земле?

Как видим, таких фундаментальных вопросов может быть неисчислимое количество. Тем более, от каждого такого вопроса можно продолжать многочисленные уточняющие ответвления. И здесь процесс познания мира бесконечен, его вполне можно сравнивать с той работой по осознанию всего окружающего, которая идет у маленького ребенка. И крайне важно сохранить в себе именно такую острую потребность познавать, задаваться вопросами, проявлять искреннюю любознательность. Сохраняя в себе неподдельное любопытство внутреннего ребенка, человек способен идти по пути познания, совершенствования, при этом не останавливаться в шорах, не закрываться от мира.

История термина

Обратимся и к истории самого термина, так она тоже довольно своеобразная, запоминающаяся. Аристотель еще в четвертом веке до нашей эры уже опубликовал фундаментальный научный труд в области философии: он представлял собой сборник, состоящий из 14-ти книг. Они посвящались первоначалам, на которых базируется мудрость всего человечества. Следует отметить, что сам автор не считал книги единым сборником, позиционировал их по отдельности. И каждая из них на самом деле представляет собой самодостаточное произведение.

Объединение фундаментальных научных трудов Аристотеля состоялось тремя веками позднее, в первом веке до нашей эры. И занялся этим А. Родосский. Он обеспечил систематизацию всех произведений, а затем и издал их под единым названием «Метафизика». На тот момент сложно говорить о некоей глубине термина, названия, поскольку его функция – всего лишь указать на рекомендованную последовательность изучения наследия Аристотеля: ее следовало исследовать сразу после «Физики».

Долгие века термин являлся преимущественно названием философского сборника. В нем знаменитый автор предпринимает попытку разрешить все сложнейшие вопросы, в рассмотрении которых не способна помочь научная физика. Сам фундаментальный труд оказался уникальным в своем роде, а название довольно быстро стало нарицательным. Затем, уже в пятом веке, ученый Симплиций Киликийский ввел использование названия в роли научного термина: он был нужен для обозначения соответствующего течения в философии.

Стоит отметить, что метафизика как научное течение существенно трансформировалась на протяжении столетий. В ней традиционно принято выделять три основных условных периода. Это первоначальная античная версия, наука нового времени и современная. Разумеется, можно выделить и существенно больше периодов, вех развития, но мы обозначили базовые.

Основы метафизики

Поскольку именно Аристотель традиционно считается основоположником метафизики как научного направления, мы обратимся к его определению. Он позиционировал дисциплину в роли первой систематизированной философии. Была выделена и ключевая цель: искать ответы на все фундаментальные вопросы философского плана, раскрывать ценные первичные основы бытия.

Осознать специфику просто так нелегко. В первую очередь понадобится принять за аксиому несколько базовых постулатов. Рассмотрим наиболее существенные факторы.

  • Для метафизики важно понять и аргументировать первичность: это мироздание или разум.
  • Главный интерес концентрируется на первоисточниках, но расположены они за границами, очерчивающими актуальный материальный мир.
  • Для метафизики фундаментальным стало утверждение о существовании априорного знания. Функционирует самостоятельно, при этом является бесспорным. Иными словами, такое знание не нуждается в аргументировании. Истина не требует доказательств.
  • Выдвинута гипотеза о существовании безупречного источника знаний. Он есть, из него можно получать сведения, но при этом его нельзя отыскать, не представляется возможным и фактически доказать его существование в реальности. И он не нуждается в материальных аргументах, подтверждающих его существование.
  • Данное философское течение остается гносеологическим. Активно применяет для исследований, для познания сущности окружающего мира эмпирические методики.

Бесспорно, таким списком можно и не ограничиваться, но он вполне достаточен, если нужно понять основы, разобраться в понятии на начальном уровне. Ученые на протяжении веков признавали огромную роль метафизической теории, ее большое значение в науке познания, в философии. Именно она ставит такие вопросы, проводит такие исследования с неординарными целями и задачами, на которые не решаются ни в одном другом философском направлении. И потребность в ней сложно переоценить. Идут века, а ситуация эта не меняется. Основанная Аристотелем наука все так же необходима.

Основные теории

Пришло время разобраться в некоторых тонкостях, на которых базируется теория. Итак, часто применяют понятие в роли прямого синонима термина «философия». Это не совсем верно, поскольку данное направление все-таки обладает комплексом собственных специфических черт. И они отличают ее от прочих течений в рамках философии как науки. Для разных периодов отличаются дополнительные принципы, основы данного философского направления. Ученые ставили разные вопросы, решали их с применением соответствующих методов. Поэтому можно с уверенностью говорить о некоторых трансформациях направления, о базовых вехах в его развитии. И сейчас мы обозначим основные.

Античность

Здесь ключевыми фигурами являются Платон, а также сам основатель – Аристотель. В античности ученые преимущественно определяли учение в роли первой философии. Она была посвящена исследованию первичных основ бытия. Здесь можно говорить о близости к онтологии: некоторые исследователи даже стирают границы между науками, практически их отождествляют.

Любопытный факт: в период античности не было жесткого разделения науки и теологии, философии и религиозных взглядов. При этом в рамках данного научного направления люди спокойно задавались вопросами о сущности материи и формы, об идеях, о специфике бытия.

Средневековье

Для периода развития науки в средние века центральной фигурой становится знаменитый Фома Аквинский. На тот момент положение в обществе было очень тяжелым, а для науки сложилась просто максимально неблагоприятная ситуация. Все дело в том, что власть оказалась сконцентрированной в руках у церкви. Государства совсем утратили светские черты.

И вот тут науке пришлось очень нелегко, так как церковь начала с ней непримиримую борьбу. Наступило время для вынужденных компромиссов: в этот период неожиданно признается соотношение философских основ и законов с пропагандируемой природой божественного начала во всем сущем.

chto_takoe_metafizika

Здесь стоит отметить очевидный факт. Конечно, для каждого здравомыслящего ученого полностью примерить науку и религию непросто. Нелогично одновременно пытаться постичь самостоятельно природу бытия и признавать безоговорочно религиозные догматы. Однако приходилось искать пути наименьшего сопротивления, чтобы не стать врагами церкви и не погибнуть. И находились компромиссные варианты, при которых наука все-таки совмещалась с религией, никак не задевая ее основы.

Почему же Фома Аквинский здесь так знаменит? Да, именно ему удалось сделать практически невозможное: он соединил науку и религию, а сам был одновременно теологом и философом.

И церковь тоже признала его старания, его гениальность. Более того, его даже канонизировали как святого в рамках католической церкви.

Итак, Фоме Аквинскому удалось связать философию Аристотеля и христианское вероучение.

Фактически он обосновал настоящее отождествление веры в бога и науки, стирая все границы между религией и философией. В первое время его учение воспринимали с известной долей недоверия, но и эту ситуацию удалось переломить. Для церкви стало очевидно, насколько логична и выгодна подобная обоснованная позиция ученого. Его идеи были приняты безоговорочно.

Новое время

Для периода Нового времени характерно появление очередных глубоких исследований, выделение дополнительных течений в научном направлении. И эксперты, философы называют нескольких выдающихся деятелей, работы которых уже давно отнесены к фундаментальной классической философии. Это Декарт и Бэкон, Лейбниц и Спиноза.

Выделим ключевую специфическую черту. Теперь основной задачей становится уже не исследование бытия, а взгляд на методики познания, на саму сущность познания себя и мира. Можно смело говорить о максимальном сближении философского направления с гносеологией. В этот период развития наиболее животрепещущим становится один фундаментальный вопрос: какому конкретно методу познания нужно отдать пальму первенство. Борьба развернулась между рационалистическим и эмпирическим методом познания.

Кант

С этим знаменитым философом наблюдается выход учения на свой гносеологический вектор развития, постепенная сепарация от онтологии. На первом месте оказалась проблема доступности знаний. Идеи философа были глубоко проработаны, но все-таки противоречий осталось слишком много. И с ними было крайне сложно адекватно применять теорию на практике, воплощать базисные понятия учения в реальной жизни.

Гегель

Этот философ предлагает свой оригинальный взгляд на проблему, чтобы снять все имеющиеся многочисленные противоречия. Он справедливо отмечает: метафизические методы постоянно ограничивают принципы рассудочного мышления. Важно выходить за рамки сугубо рационального мышления, чтобы справиться с явными противоречиями. В этом должна помочь диалектика. Гегель объединяет философию с рассудком, много говорит о диалектике, но при этом явно отводит ей центральную роль в познании.

Диалектический материализм

Тут уже развитием фундаментальных идей Гегеля стали заниматься Энгельс с Марксом. Они приходят к жесткому противопоставлению сознания и материи. Любопытно, что первичен тут именно материальный мир, а вот сознание уже только вторично.

Неопозитивизм

Представители нового направления приложили много усилий, что признать учение системой идей, без достойных научных обоснований. Но они не сумели отстоять, аргументировать свою точку зрения, так и оставшуюся гипотезой. Здесь ставиться проблема специфики научного знания. Так, познание остается осмысленным до тех пор, пока можно наблюдать изучаемые явления. При таком условии можно признать мир полностью познаваемым.

Отличие от диалектики

Наука развивалась на протяжении двух с половиной тысячелетий. В результате было постепенно сформировано две совершенно противоположные трактовки.

Негативное толкование представляет метафизический взгляд в роли прямого конкурента для диалектики. При этом признается первенство диалектического направления, в котором материя целиком определяет сознание. Остается и положительное представление о философии: именно она способна ставить базисные вопросы, а также логично и обоснованно отвечать на них.

Как раз поэтому нам необходимо прочертить четкую границу между диалектикой и метафизикой.

На данный момент диалектика представляет собой специфический метод теоретического мышления, при использовании которого все основано на выявлении противоречий.

В глобальном понимании эта наука занимается изучением развития всего материального мира. И здесь она как раз противопоставлена метафизическому взгляду.

  • Диалектика утверждает развитие по спирали. А вот для ее конкурентки направления произвольны, определяются свободно. Кроме того, она признает развитие вообще без направления.
  • Двигатель развития в метафизике – это любой внешний импульс, внутренних сил для движения не существует. В диалектике сила движения основана на противоречиях и противоположностях.
  • Для философского течения новое всегда вытеснит старое, в то время как диалектика старается связать новое со старым.
  • Для диалектики характерно более гибкое мышление, а у его конкурентки антитезис и тезис жестко противопоставляются, исключая одновременное присутствие друг друга.
  • Диалектика отмечает: постижение истины – это целенаправленный процесс, требующий времени. Метафизические учение пропагандирует одномоментное чувственное познание.
  • Для теории диалектики характерно утверждение резкого перехода количества в качество. Ее «соперница» это отрицает, говорит о возможности трансформаций в любые периоды времени.

Диалектика с метафизикой представляют собой философские направления. У них есть определенные пересечения в методах, в целях и базовых вопросах. Но при этом они противопоставляются, конкурируют.

Духовные практики

В сфере эзотерики за базу, фундаментальную основу берут именно метафизику. И эксперты призывают тщательно ее изучить, постараться познать через философское направление основы бытия, устройства мира, а уже после этого переходить к конкретным практикам и медитациям. Наиболее важным здесь становится постулат о взаимной связанности всего сущего в окружающем и внутреннем мире человека.

.

Пожалуй, это лучшее обучение медитации для начинающих. Вы сможете освоить начальный уровень медитации за 10 бесплатных уроков! Это обучение прошли уже более 100 тыс. человек! Готовы начать менять свою жизнь? Кликайте по ссылке!

 

DobriyChelovek/ автор статьи
Что такое медитация и для чего она нужна? Речь о духовной практике, которая помогает улучшить качество жизни. Она учит справляться с негативными эмоциями, особенно агрессией, раздражением, гневом. А эти моменты, согласитесь, очень важны для достижения стабильности, счастья. >>> https://meditationpro.ru/meditation
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

© 2022 Духовные практики для обычных людей

Политика конфиденциальности

Zen