Как преобразовать боль в путь

Жизнь никогда не течёт линейно.
Проблемы неизбежны.
Вопрос в том, как мы их воспринимаем, или справляемся.
Если проблему решить можно, то не стоит о ней беспокоиться.
Если нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.

Далай Лама

 

В древней тибетской мудрости, такой как Дзогчен, Тантра и Сутра, скрыта великая вера в то, что это действительно возможно. Будда сам начал свое пробуждение, заметив страдания и боль существ в этом мире. И через эту осознанность он достиг состояния Освобождения, преобразовав боль и страдания. Я верю, что и мы, как обычные люди, можем освоить это  искусство.

meditaciya

Первый шаг – признать наличие боли.

Давайте начнем с самого начала. Очень важно признать, что боль существует. Когда мы начинаем осознавать ее наличие, мы откладываем ее в сторону и начинаем искать способы ее преобразования.

Я думаю, одной из самых распространенных ошибок, которые мы совершаем, это отрицание боли. Мы часто так хорошо скрываем ее от себя. Мы признаем ее только на физическом уровне или когда она проявляется очевидно внешне, как, например, при конфликтах или взрывах эмоций. Однако, когда она бывает более тонкой или скрытой, мы отказываемся признавать ее существование.

Мир вокруг начинает намекать нам на это. Например, близкие говорят, что мы изменились или что-то случилось с нами. Это как будто звоночек, который сигнализирует нам о проблемах. Но мы часто просыпаемся слишком поздно. Иногда уже нельзя вернуться назад и исправить что-то. Это случается слишком часто.

Так давайте начнем признавать боль и страдания, которые она приносит, даже когда они еще находятся в тени.

Что означает признание боли? Это не всегда означает, что причина боли находится снаружи. Мы часто считаем, что болезнь или страдания приносят нам внешние обстоятельства. Называется это “кармической подушкой”. Мы сидим на этой подушке, порой даже не зная об этом. Мы думаем, что просто проводим время, гуляя в парке, но на самом деле мы сидим на этой “кармической подушке” боли.

Иногда мы не видим деревья, не слышим пение птиц, не чувствуем запах цветов, потому что наш ум и наше тело заняты болезненными мыслями. Мы так углублены в болезненные переживания, что не способны насладиться моментом. Мы не присутствуем здесь и сейчас.

И это не ограничивается только прогулкой в парке. Это может происходить в самых ярких моментах нашей жизни, на праздниках, вечеринках. Мы присутствуем физически, но наш ум и душа отсутствуют. Мы не чувствуем радости, не наслаждаемся моментом, потому что наша болезненная “кармическая подушка” занимает всю нашу энергию и внимание.

Пока мы не признаем боли, пока не начнем осознавать ее наличие, мы не сможем найти путь к ее преобразованию. Боль – это часть нас, и отказ от ее существования лишь усиливает ее воздействие. Давайте научимся признавать ее, будем более осознанными и присутствующими в моменте, и тогда мы сможем преобразовать нашу боль в источник мудрости и силы.

Как часто в жизни мы сталкиваемся с беспокойством, стрессом, бесконечными размышлениями? Мы углубляемся в этот шум ума, забывая о том, что у нас всегда есть путь к покою. Этот путь начинается с признания существования боли, но это не всегда означает, что ее источник находится снаружи.

Наши внутренние “голоса” и мысли могут быть источником боли. Эти бесконечные разговоры с собой, самокритика, сомнения – они могут быть нашей “кармической подушкой”, на которой мы сидим. Мы иногда даже не замечаем, как мы вовлечены в этот шум, как он занимает всю нашу энергию и внимание.

Но есть способ обрести покой. Этот способ заключается в обращении к покою, безмолвию и пространству внутри себя. Когда мир вокруг нас суетлив и шумный, когда “голоса” внутри нас громки и навязчивы, мы можем обратиться к этим качествам.

Покой приходит, когда мы осознаем его присутствие. Мы видим, что покой всегда доступен нам внутри, даже в самые беспокойные моменты. Безмолвие приходит, когда мы перестаем участвовать в разговорах ума и начинаем слушать его, как бы слушая звук тишины.

Пространство ума раскрывается, когда мы перестаем бороться с нашими мыслями и просто наблюдаем их, ощущаем их как пространство внутри нас. В этом пространстве нет места для больших и маленьких проблем, оно просторно и свободно.

Пока мы не начнем слушать безмолвие, обращаться к покою и чувствовать пространство, мы останемся в плену “голосов” и бесконечных размышлений. Но как только мы откроемся этим качествам, наша боль и страдания начнут рассеиваться, как утренний туман перед солнцем. Не потребуется много времени, это может случиться прямо сейчас.

Заботиться о собственной боли – это навык, который мы часто упускаем. Мы часто ожидаем поддержки от окружающих, но не всегда понимаем, как ее действительно получить. Поддержка не сводится к словам, она заключается в нашей способности быть присутствующими и заботливыми.

Чтобы заботиться о своей боли, не нужно осуждать себя за нее. Самоосуждение только усиливает боль и страх. Мы должны дать себе разрешение чувствовать боль и быть с ней, как с другом, который нуждается в нашей заботе.

Часто мы идентифицируемся со своей болью, позволяя эго взять верх. Эго пытается решать проблемы, контролировать ситуации и оправдывать себя. Но настоящее облегчение приходит, когда мы просто смотрим на боль, не идентифицируясь с ней. Мы просто чувствуем ее, позволяя ей существовать, и это позволяет ей постепенно уйти.

По сути, поддержка боли внутри себя аналогична поддержке боли другого человека. Когда мы понимаем свою собственную боль, мы становимся более способными понимать боль других. Это способствует развитию сочувствия и помогает нам стать более заботливыми и поддерживающими собой и окружающими.

 

Осознавание боли

Работа с болью и ее превращение в путь может показаться сложным, но на самом деле она доступна каждому из нас. Это процесс, который начинается с осознания боли в момент ее возникновения. Когда вы чувствуете, что боль присутствует, первый шаг – признать ее: “Да, я чувствую боль прямо сейчас.” Это акт внимания к своим собственным эмоциям и переживаниям.

Затем вы направляете свое внимание внутрь и просто смотрите на эту боль. Это может показаться сложным или даже бессмысленным на первый взгляд. Вы можете подумать: “Я вижу боль, но что дальше?” Но именно в этом акте простого наблюдения и заключается первый шаг к преобразованию боли.

По мере того, как вы продолжаете наблюдать за болью, вы можете начать чувствовать покой. Покой – это аспект движения внутри вас. Это ощущение спокойствия и умиротворения, которое приходит, когда вы позволяете себе просто быть с болью. Это момент, когда болезнь перестает быть просто страданием, а становится путем к освобождению.

В учении Дзогчен этот путь иногда называется “путь основы”. Это то, с чего начинается вся практика. И вы чувствуете этот путь через “дверь покоя”, которая тесно связана с вашим телом. Это ощущение, что движение исходит именно оттуда.

Другим аспектом работы с болью являются “голоса” внутри вас. Это голоса, которые говорят вам о боли, о ее причинах и последствиях. Но важно понимать, что вы не тождественны этим голосам. Вы свободны от них. Вы не голос боли.

Чтобы освободиться от этих голосов, вы можете направить свое внимание на безмолвие, которое всегда присутствует внутри вас. Это безмолвие – это аспект вашего внутреннего мира, который находится за громким шумом голосов. Вы начинаете прислушиваться к безмолвию, и по мере того, как вы его слышите, голоса умолкают. Боль уходит. Она становится частью этого пути, пути безмолвия.

Теперь ваша задача – поддерживать это состояние безмолвия и соединять его с каждым аспектом вашей жизни. Вы можете превратить боль в путь к безмолвию, который сопровождает вас повсюду. Таким образом, вы не только избавляетесь от боли, но и обретаете глубокое внутреннее спокойствие и прозрачность, которые сопровождают вас на пути к освобождению от страданий.

 

Работа с умом

Так же, как и с болевыми ощущениями, мы можем работать с нашим умом. В любой момент, если обратить свой взгляд к уму, можно увидеть, что он мог бы быть яснее, чем он сейчас. Иногда бывает сложно определить, ясен ли наш ум или нет. Легко смотреть на кого-то другого и замечать, что у этого человека настроение не самое лучшее. Но как насчет нашего собственного настроения?

В буддизме утверждается, что “сем джи рангжин вё салва” – природа ума ясна и светла. Внутренний ум всегда светел и чист. Неважно, в каком вы настроении или в какой ситуации, ваш ум всегда обладает этой светлой природой. Но, чтобы почувствовать это на практике, иногда необходимо пережить трудные моменты в жизни. Когда вы ощущаете сильную боль или смятение, это отличный момент для эксперимента, чтобы узнать, насколько светел ваш ум.

Если вы правильно обратите взор на свой ум, вы увидите, что он всегда светел. Он наполнен светом, и таким он был всегда. Просто иногда мы отвлекаемся от этой светлой природы ума и увлекаемся запутанностью, созданной нашим эго. Мы ошибочно идентифицируем себя с этой запутанностью.

Смотрите на свой ум так, как он есть. Он чист и ясен, и ничто в этом мире не может изменить его природу. Не существует силы во вселенной, которая могла бы помутить эту ясность или разрушить это пространство. Можно разрушить гору, но не пространство. Единственное, что необходимо сделать, это направить внимание внутрь и увидеть это светлое, просторное состояние ума. Это присутствует в вас.

Таким образом, мы превращаем боль тела, боли внутреннего голоса и боли ума в покой. А этот покой становится путем к освобождению.

Когда мы узнаем голоса боли внутри себя и прислушиваемся к безмолвию, слышим его, мы трансформируем это безмолвие в путь к освобождению. Чувствуя мрак и запутанность ума, мы соединяемся с простором ума и трансформируем эту запутанность в простор, а этот простор ума – в путь к освобождению.

Иногда говорят, что Дзогчен настолько прост, что люди не знают, как его понимать. Да, это может звучать слишком просто, но именно в этой простоте и заключена его глубокая мудрость. Это приглашение к простоте и осознанию, которые могут изменить ваше восприятие и вашу жизнь.

 

Мы, как человечество, часто склонны преувеличивать значение сложных и недостижимых вещей. Если что-то кажется трудно получить или достичь, мы считаем, что это должно быть чем-то действительно ценным. Именно поэтому у некоторых людей всегда есть жажда того, чего им не хватает. И в этом стремлении к новому они упускают из виду то, что у них уже есть.

Совет: если вы хотите большего, начните ценить то, что у вас есть прямо сейчас. Те, кто искренне ценит то, что у них есть, заслуживают большего. А те, кто не умеют ценить, не заслуживают. Потому что для них дополнительные вещи лишены смысла, так как они не видят ценности в том, что уже есть.

Самое величайшее богатство, которое у нас есть, – это настоящий момент, наша текущая жизнь. Это величайшее сокровище, но, увы, мы часто упускаем это из виду.

 

Научитесь быть открытыми с болью

И вновь переходим к практике. Если вы не запомнили ничего из моего вышесказанного, не беда, просто запомните одну вещь: когда вы чувствуете боль, просто будьте с ней открытыми. Ваша боль во внешнем мире, а голос внутри вас, который обычно разговаривает, осуждает и анализирует, – он в голове. Обратите свое внимание на этот аспект. Этот аспект должен быть вашей надежной опорой. Мы уже разбирались с тем, что такое хорошая поддержка. Так что просто будьте хорошей опорой для вашей боли. Вы поняли?

Когда вы нуждаетесь в поддержке от близкого человека, что именно вы ожидаете от него? Это именно то, что ваша боль ожидает от вас. Что же это? Это сильное присутствие, полная открытость и, самое главное, отсутствие осуждения.

Существует убеждение, что пространство означает отсутствие активности. Если кто-то молчит, это кажется проблемой, а если кто-то не двигается, считается, что с ним что-то не так. Если у вас нет определенного дела, в котором вы поглощены, вас могут считать “неуспешными”. Когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь, и вы отвечаете “ничего”, это сразу вызывает удивление и недоумение. Но на самом деле это не так.

Бывают моменты, когда молчание и покой весьма ценны. Молчание не обязательно должно быть заполнено словами. Когда у вас нет четкой мысли о том, что сказать, и вы все равно говорите, это часто приводит к бессмысленному разговору. Так что иногда лучше оставаться в безмолвии. Люди иногда сталкиваются с проблемами в отношениях и пытаются разговаривать обо всем, что происходит с ними, каждый день. .

Помните, главное – чувствовать свою боль, быть открытым и просто смотреть. Как хороший друг, который спокоен, открыт и не осуждает. Точно так же будьте спокойными, молчаливыми, открытыми и неосуждающими к своей боли. Вы не представляете, насколько это мощное средство исцеления. Если вы хотите изменить свою боль, нет ничего более эффективного, чем это осознание. Этот инструмент находится внутри вас.

Конечно же, могут возникнуть сомнения: “Это не сработает”. Однако это всего лишь голос внутри вас, и он не всегда говорит правду. Иногда он будет говорить: “Это бессмысленно, какая разница, если я просто буду сидеть и смотреть на свою боль?”, “Как это поможет мне в моей сломанной машине?”, “Как это поможет моему пьянице-мужу?”. Это голос внутри вас, который склоняется к самокритике. Он только усиливает вашу боль и влияет на ваши действия. Вы должны осознать, что вами управляет такой голос. И когда вы остановите его, вы почувствуете связь с пространством. Мы часто недооцениваем важную силу пространства и осознания.

Самые великолепные моменты это те, когда удается установить связь с пространством, и слезы текут из глаз радости и ясность появляется в том, что делать – это все рождается из этого пространства. Вы спросите: почему это не проявлялось раньше? Именно потому, что в вашей жизни было слишком мало пространства. Пространство было занято и омрачено вашим собственным эго. Ваши мысли и эмоции, которые всегда были у вас на уме, застилали это пространство. Вы были так заняты своими “голосами”, что потеряли связь с безмолвием. Вы были так заняты движением и суетой, что утратили контакт с покоем.

И как могло что-то родиться из этого пространства? В каком-то смысле ваша боль больше заботилась о том, чтобы избавиться от вас, чем вы – о том, чтобы избавиться от нее. Как когда кто-то говорит: “Я хочу избавиться от этого человека”, – что, по вашему, думает этот человек? То же самое. Но чтобы начать процесс исцеления, вам нужно сначала признать свою боль и просто открыться ей. В этом нет ничего сложного. И поддерживать это открытие в течение достаточно долгого времени. Тогда вы ощутите всю силу и потенциал этого пространства.

Зачастую мы не осознаем полностью этот потенциал. Часто случается так, что когда люди пытаются бороться с психологическими трудностями или болью, они говорят: “Я работал над этим все эти годы, и мне кажется, что больше нет проблем”. Они думают, что это означает, что они достигли Освобождения. Однако, если вам удалось преодолеть свою боль или запутанность, это всего лишь половина пути. Вторая, и наиболее важная, часть пути еще не началась.

Вот пример. У вас есть навязчивые мысли, и вы крутитесь вокруг них уже несколько дней. И вдруг вы осознаете это и перестаете участвовать в этом, не питаете этот процесс, не оцениваете. Вы просто открываетесь. И наконец-то вы находите это пространство внутри себя, где нет этих мыслей.

И вы говорите себе: “Как прекрасно!” Но затем вы задаете себе вопрос: “Что дальше? О чем мне дальше беспокоиться?” Дело не в самих темах, а в том, кто создает новые темы для беспокойства. Вы можете дать себе недельный перерыв, но на следующей неделе у вас появится новая идея для беспокойства. Например, вы скажете: “Да, пора платить налоги”, и это станет хорошим поводом для беспокойства. И вы снова начнете беспокоиться.

Этот покой, безмолвие и пространство универсальны, и они доступны каждому.

DobriyChelovek/ автор статьи
Что такое медитация и для чего она нужна? Речь о духовной практике, которая помогает улучшить качество жизни. Она учит справляться с негативными эмоциями, особенно агрессией, раздражением, гневом. А эти моменты, согласитесь, очень важны для достижения стабильности, счастья. >>> https://meditationpro.ru/meditation
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

© 2022 Духовные практики для обычных людей

Политика конфиденциальности

Zen